Почему удалять клеща с кожи человека должен врач?

В теплое время года во время прогулок по лесу можно поймать клеща, который незаметно цепляется за брючину, штанину, кроссовки или просто падает с ветки на движущейся перед ним предмет.

Клещи переносят тяжелые инфекции: клещевой энцефалит и бореллиоз, которые попадают в кожу человека во время прокусывания её клещом.

Я много лет занимаюсь дерматологией и в частности её разделом: «Поражение кожи клещами». И часто сталкиваюсь с ошибками, которые совершают пациенты.

Пример из практики

Звонок по телефону: «Был на рыбалке, на следующий день обнаружил на себе клеща в области мошонки, удалил его, а через 3 дня обнаружил покраснение и отек в области укуса и шишки в паху».

На основании всего вышеисказанного любой врач скажет, что при извлечении клеща были допущены 4 ошибки.

Нельзя удалять клеща самостоятельно

Клещ вовремя укуса вонзает в кожу человека хелицеры, они как сабли располагаются по обе стороны головки клеща (для человека это происходит незаметно из-за очень маленьких размеров клеща и хелицер).

Проникнув в кожу, хелицеры расправляются, как будто открывается веер - это, укрепляет клеща в коже, чтобы он не отпал и в кожу человека также внедряется частично или полностью головка, а тельце клеща остается снаружи. Из всего этого видно, что в коже находятся хелицеры и головка клеща, которые никогда никому не удавалось удалить. Пациенты удаляют только видимую часть клеща-туловище, а головка и хелицеры, через которые в кожу человека проникает инфекция так и остаются в коже.

Пациенты удаляют клеща и выбрасывают

Это делать нельзя. Так как за время до обнаружения клеща на теле пациента проходит всего несколько дней за это время антитела в крови не вырабатываются и кровь брать на исследование не показательно. А вот клеща можно сдать и выявить заражен он чем-либо или нет.

Пациенты, удалив клеща, не прибегают к профилактике инфекции

В зависимости от клинической картины в месте укуса и состояния пациента я назначаю лечение, после которого за многие годы работы ещё ни одного пациента не развились инфекции переносимые клещом. Только опытный врач знает, какие уколы необходимо назначать.

Отсутствует наблюдение за местом укуса

Пациент сам удаляет клеща (головка и хелицеры остаются в коже), а через 1-2 месяца на месте укуса появляется пятно и в паху шишки(увеличенные лимфатические узлы).

Это означает, что инфекция проникла в тело пациента, развивается и здесь можно помочь ему только в условиях стационара. Необходимо исследовать кровь на наличие инфекций и как можно скорее начать лечение.

В наших клиниках предоставляются следующие медуслуги:

Статью написала к.м.н. Воротникова И.В.

Ул. Академика Янгеля
Ул. Россошанская, дом 4, корп. 1