Микроспория (стригущий лишай)

Микроспория – грибковое заболевание, при котором чаще всего поражаются кожа и волосы, очень редко ногти. Возбудитель микроспории впервые был описан в 1843 г. Грюби. Различают антропонозные и зоонозные типы возбудителя микроспории. Первые возбудители микроспории были причиной больших эпидемий в США и некоторых странах Западной Европы. В нашей стране этот тип возбудителя встречается крайне редко.

Распространение

Источником у антропонозной микроспории является больной человек, а у зоонозной больные животные (кошки, собаки, лошади), редко больной человек. Гриб распространен повсеместно. Микроспория относится к числу наиболее распространенных дерматофитий, занимая второе место после микозов стоп и кистей. В некоторых странах пациенты с микроспорией составляют 80–90% от всех больных дерматомикозами.

С высокой частотой заболевание регистрируется во всех странах мира, за исключением Австралии и отдельных стран Азии. Так, распространенность этой патологии в США в настоящее время составляет 2,5%, в России – 76,1 на 100 000 населения.

Группа риска

Микроспория считается болезнью детского возраста. На ее долю приходится 80–99,7% дерматофитий с поражением волос у детей. Достаточно часто эта патология развивается у новорожденных и составляет 0,2–0,3%. Возросла частота возникновения этого микоза у взрослых, причем не только с традиционной для лиц старшего возраста локализацией на гладкой коже, но и на волосистой части головы.

В последнее десятилетие прослеживается тенденция к снижению заболеваемости микроспорией волосистой части головы и повышению удельного веса больных микроспорией гладкой кожи с поражением пушковых волос.

Типы микроспории

Внедрение гриба в кожу не обязательно приводит к развитию заболевания. Определенную роль в патогенезе микроспории играет недостаточность защитной функции.

Условно можно выделить микроспорию волосистой части головы или, значительно реже, других волосистых участков кожного покрова, микроспорию гладкой кожи с поражением пушковых волос, а также микроспорию ногтевых пластинок. При поверхностной микроспории волосистой части головы обычно отмечаются лишь единичные очаги поражения правильной округлой формы и не-больших размеров, с четкими границами, не сливающиеся друг с другом, покрытые значительным количеством отрубевидных серовато-белых чешуек, как бы посыпанные мукой.

Симптомы микроспории

Инкубационный период при микроспории составляет в среднем 5–7 дней. Самым характерным клиническим признаком при этом является наличие в очаге сплошь об-ломанных волос, которые выступают над уровнем окружающей кожи на 2–5 мм. Воспалительные явления обычно маловыраженные; кожа в области очагов слегка покрасневшая и немного отечная; у основания волоса часто образуется беловатая кольцевидная чешуйка, окружающая его в виде манжетки.

В начале заболевания, а иногда и в запущенных стадиях по краю очагов поражения волосы очень легко выдергиваются, причем на корневых частях обнаруживается беловатого цвета налет, особенно выраженный в области фолликулярной воронки. Такие волосы напоминают свернутый зонтик; имеется также некоторое сходство со спичкой, один конец которой покрыли клеем, а затем окунули в песок.

Микроспория гладкой кожи возникает на любых участках кожного покрова, но чаще на открытых частях тела – лице, шее, кистях и предплечьях. Очаги поражения имеют вид резко ограниченных, круглых, немного выступающих над кожей воспалительных дисков с двумя зонами – периферическим узелково-корочковым валиком и обратно развивающимся шелушащимся центром.

В некоторых случаях пузырьки не образуются, формируются участки в виде шелушащегося, резко ограниченного пятна с обратным развитием в центре.

Нередко очаги сливаются и образуют-ся самые причудливые рисунки, иногда значительной площади. Часто больные жалуются на незначительно выраженный зуд в области поражения. Течение микроспории гладкой кожи обычно острое.

Профилактика микроспории

Профилактические мероприятия: плановые осмотры детей в организованных коллективах; выявление и отлов бездомных собак и кошек, ликвидация малоценных и лечение ценных больных животных, пораженных микроспорией; тщательное обеззараживание воды в плавательных бассейнах, инструментария в парикмахерских предметов пользования больного; хорошо продуманная санитарно-просветительная работа. Меры иммунопрофилактики не разработаны.

При подозрении на данное заболевание необходимо немедленно обращаться к врачу-дерматологу, так как раннее выявление больного служит залогом успешного лечения.