Онихомикоз

Грибковое поражение ногтей, или онихомикоз, очень распространенное заболевание. Им болеют люди всех возрастов, во всем мире, причем мужчины чаще женщин с разницей в 1,3 раза.

В медицинской практике все грибы, которые вызывают поражение кожи, волос, ног-тей и других органов, обычно называют грибками, а заболевания — микозами.

Группа риска

Дети, заболевшие онихомикозом при наличии тяжелых заболеваний и иммунодефицита. У подростков и молодых к онихомикозу предрасполагают занятия спортом и связанная с ними травматизация стоп. Особенно подвержены онихомикозу пожилые люди, чему способствуют замедленный рост ногтей у них и частота предрасполагающих заболеваний, таких как диабет, болезни сосудов, ожирение. По данным Всемирной организации здравоохранения, от грибковых поражений страдает около 25-30 процентов населения земного шара.

Симптомы микозов

Болезнь подкрадывается незаметно. Первые ее признаки: изменение толщины ногтей, причем форма и цвет ногтей часто остаются без внимания со стороны за-болевшего. К врачу обращаются лишь тогда, когда грибковой инфекцией поражены несколько или все пальцы ног. В таких случаях наружная терапия бессильна, так как нанесенный на ноготь препарат не достигает возбудителя - грибка, кроме этого местная терапия очень трудоемкая и требует настойчивости пациента.

Пути заражения

Грибком кожи, который впоследствии станет и ногтевым грибком, можно заразиться в разных местах и от разных людей. Выделяют два основных варианта заражения грибковой инфекцией – в местах общего пользования и в непосредствен-ном окружении больного.

Наиболее распространенное мнение об источниках заражения микозом стоп или ногтей – это то, что грибок передается в бассейнах, банях, общих душевых и прочих местах. Это действительно так. Исследования английских ученых показали, что грибы-дерматофиты обнаруживаются на полу подобных мест общего пользования, особенно на деревянных покрытиях и частях, а также в местах застоя и скопления воды. Другие подобные места возможного заражения грибком – пол в раздевальнях спортзалов, фитнесс-центров и прочих мест, где много разных людей переодеваются и ходят босиком. Но это не единственный из путей заражения. Заразиться можно и в маникюрном/педикюрном салоне. Можно – в гостинице. Можно и на пляже.

На самом деле, коварный грибок часто поджидает нас там, где мы чувствуем себя в безопасности – в нашем собственном доме, а заражают нас этой многолетней инфекцией те люди, от которых мы обычно ждем только хорошего. Исследования показали, что более 30% больных ногтевым грибком, скорее всего, заразились от своих родственников в собственном доме. Как происходит, что люди заражаются грибком в своей семье? Неизлеченное грибковое заболевание, скорее всего, имеется у одного из старших родственников. Общая обувь дома в семье, на даче или в гостях, ходьба босиком, возможно – предметы обихода и обстановки (полотенца, коврики, покрытия) – вот те факторы, которые определяют передачу грибка между членами одной семьи, их близкими и знакомыми.

Чтобы избежать заражения грибковым заболеванием кожи и ногтей в семье, достаточно соблюдать простые гигиенические правила. Необходимо пользоваться только своей обувью дома и в гостях, не давать свою обувь другим и самим не надевать чужой. В местах общего пользования не следует ходить босиком. Кроме того, в хороших бассейнах, например, всегда имеется специальное место (например, ванна) со средством для обработки стоп. В семье, где живет больной с ногтевым грибком, ему рекомендуется не ходить разутым и пользоваться своими, особыми средствами ухода и личной гигиены (полотенца, ножницы и пилочки для ногтей).

Здоровые, ухоженные ногти и кожа – также защитный фактор от грибковой инфекции. Защитить ногти от грибка можно, нося удобную, не тесную и не создающую «парниковый эффект» обувь.

Профилактика онихомикоза

Однако не всегда санитарно-гигиенические мероприятия могут защитить от грибка. Нельзя предупредить все возможные шансы заражения, особенно, если риск налицо – например, больной ногтевым грибком в вашей семье или вы посещаете спортзал, бассейн или баню. Для того, чтобы предотвратить вероятное заболевание, можно использовать противогрибковые средства. Это могут быть те же самые препараты, что и для лечения грибка на коже.

Но существуют и особые формы, наиболее удобные для профилактики. Это противогрибковые спреи и аэрозоли, с помощью которых удобно обрабатывать кожу подошвы и межпальцевые складки. Существуют также пудры для кожи. В последнее время появились спрей-пудры, подходящие не только для лечения и профилактики грибковых поражений кожи, но и, например, для борьбы с потливостью стоп.

Лечение грибкового поражения ногтей

Даже если грибок уже посетил Вас, можно защитить ногти от поражения. Ногтевой грибок начинается с кожи – сначала развивается поражение кожи стоп, и только потом онихомикоз. Поэтому своевременное лечение микоза стоп – в то же время и профилактика грибка ногтей. Если Вы начали отмечать изменения кожи стоп, характерные для грибкового заболевания (шелушение, зуд, трещины в меж-пальцевых складках), сразу используйте противогрибковые средства. Это можно сделать и без участия врача. Но если уже имеются изменения ногтей, обратитесь к специалисту-дерматологу.

Если «запустить» грибковое заболевание кожи, то оно неизбежно перейдет на ногти. Но если «запустить» грибок ногтей, то вылечить его потом будет сложнее.

Люберцы
Преображенская улица, 4